Как и классический маркетинг, интернет-маркетинг призван сопровождать бизнес, представленный в виде производимых продуктов, — только в онлайн-пространстве. То есть интернет-маркетинг — это часть более крупной дисциплины — маркетинга.
Сразу уточним, что такое «сопровождать бизнес». Это множество действий, направленных на организацию сбыта тех продуктов, которые производит данный бизнес. Под сбытом мы понимаем максимально широкий круг задач:
Определение, которое дано выше, очень широкое. Мы хотим подчеркнуть, насколько велика область интернет-маркетинга — она включает в себя много различных дисциплин, иногда дополняющих друга друга, а иногда — даже не пересекающихся.
Однако чаще под «интернет-маркетингом» подразумевают более простые и конкретные вещи. В узком смысле, интернет-маркетинг — это стратегия развития и продвижения бренда и его продуктов. Причём часто стратегия является ограниченным планом по бюджетированию, настройке и ведению конкретных рекламных каналов и в лучшем случае — инструментов аналитики.
Такое определение распространено среди микро- и малого бизнеса. Для небольших компаний, действительно, ни к чему перегружать свои ресурсы сложной теорией, из которой они не могут извлечь дополнительных выгод.
Компании же покрупнее тяготеют к более широкому взгляду на интернет-маркетинг: для них начинают играть роль такие, казалось бы, бесполезные для малых предприятий, понятия, как ёмкость рынка, ROMI и пр.
Независимо от того, большая у вас компания или малая, вам нужен интернет-маркетинг.
Сегодня практически нет бизнеса, который бы так или иначе не пользовался интернетом, не присутствовал в нём. И в самом базовом смысле, интернет-маркетинг — это комплекс мер, определяющих то, как вы присутствуете в интернете.
Чтобы маркетинг был эффективным и приближал ваш бизнес к поставленным целям, эти меры следует контролировать. А чтобы контролировать что-то, его нужно, как минимум, обозревать — поэтому мы рекомендуем всегда начинать внедрение любых маркетинговых активностей с составления плана.
Если у вас нет чётко поставленной системы планирования и выделенного маркетингового отдела (например, вы только открылись, или просто раньше не нуждались в активном продвижении — бизнес как-то рос сам), то вам нужна стратегия интернет-маркетинга. Поначалу это будут обрывки данных, целей и ваших мыслей — это нормально. Главное — чтобы впоследствии стратегия обрастала подробностями, становилась более фактурной и детализированной.
Хорошим подспорьем в составлении стратегии могут быть наши консультанты — их опыт поможет быстро создать канву, наполняя которую вы станете лучше понимать свой собственный бизнес. 3-4 часа консультаций зачастую способны упорядочить представление о компании, её задачах и возможностях. А ясность взгляда позволит вам смелее делать крупные шаги.
Когда есть общее представление о стратегии, важно определить бюджет на все мероприятия, желательно по этапам.
Так, на первом шаге вы можете запланировать разработку сайта и создание аккаунтов в соцсетях, настройку систем аналитики. А на втором — SEO, контекстную и таргетированную рекламу. Далее — подключить работу с репутацией и программатик. Каждый из этих этапов (и каждый инструмент внутри этапов) должен осмечиваться и планироваться в общем бюджете компании.
Распространённая ошибка наших клиентов — продвижение ведётся не от бюджета, а от инструмента. Например, собственник бизнеса считает, что ему очень нужно SEO, или менеджер агентства навязывает клиенту контекстную рекламу — но эти конкретные инструменты не сопоставляются с задачами клиента, ситуацией на рынке, лояльности клиентской аудитории и интеграцией с другими отделами (самое часто — с отделом продаж).
В итоге на выбранный инструмент расходуются средства, не обеспечивающие нужных продаж. Естественно, собственник не решает своих задач, разочаровывается в инструменте и маркетинге, в целом.
Повторимся: всегда исходите из бюджета, которым вы располагаете. Хорошая практика — 5% от дохода тратить на маркетинг. Определите, какую сумму составят 5% в вашем случае и попросите агентство предложить вам оптимальный вариант продвижения на эту сумму.
После того, как вы разработали стратегию интернет-маркетинга, распланировали бюджет на ближайшие этапы продвижения, следует выбрать инструменты и ответственных за работы с этими инструментами. По сути, выбор сводится к двум вариантам:
В данной статье мы не будем подробно останавливаться на каждом варианте — об этом вы можете почитать другие статьи в нашем блоге. Главное, что стоит отметить, — всегда сопоставляйте свою стратегию, выделенный бюджет и те пути реализации задач, которые предлагает ваш подрядчик.
Чтобы успешно развивать маркетинговую активность, нужны инструменты аналитики — только по ним вы сможете оценивать эффективность принятых мер.
В отличие от других сфер маркетинга, в онлайне всё очень хорошо считается. Практически любую рекламную активность можно оценить в объёме привлечённого трафика, заявок, продаж. Любой рекламный материал (сайт, группу в соцсети, баннер) можно оценить с точки зрения его конверсионных качеств. Этим следует пользоваться обязательно.
Из общедоступных средств — инструменты веб-аналитики от Яндекса и Гугла: «Яндекс.Метрика» и «Google.Analytics». Они позволяют получать все необходимые данные, объединять их с данными из CRM и строить сводные отчёты для принятия стратегических решений.
Мы надеемся, что внесли ясность и открыли для вас некоторые новые факты об интернет-маркетинге. Если у вас остались вопросы или появилось желание получить подробную консультацию — звоните нам, мы будем рады помочь!