В статье представлен словарь современных маркетинговых терминов, который поможет вам быстро освоить ключевые понятия и актуальные тренды в сфере маркетинга.
Автопостинг — автоматическая трансляция сообщений на стену сообщества.
Адвокат бренда — пользователь социальной сети, который выступает в защиту бренда, при этом не являясь сотрудником компании или оплаченным лицом.
Агент влияния — пользователь, распространяющий идеи бренда в среде людей, которые не являются фанатами этого бренда.
Активность — какое-либо действие пользователя; в социальных сетях — лайк, репост, комментарий, участие в опросе и т.п.
Актуал / ситуатив / инфоповод — новость, которую можно использовать в рекламе или в контенте.
Арбитраж — покупка и последующая перепродажа ранее купленного трафика на более выгодных условиях.
Аудит сообщества — процедура оценки эффективности сообщества SMM-специалистом.
База — таблица с контактами пользователей.
Биржа — официальная площадка для купли-продажи рекламных постов в социальных сетях. Для ВКонтакте, помимо официальной, существует также альтернативная биржа sociate.ru с аналогичным функционалом.
Бот — робот или программа, которая общается с клиентами по заданному алгоритму. Например, может скидывать ссылку на оплату пользователям, которые прислали кодовое слово. Также бот может отвечать на комментарии подписчиков. Сам инициировать общение в личных сообщениях не может, это запрещено правилами ВКонтакте.
Бриф — краткая выжимка с ключевыми моментами о проекте или рабочей задаче.
Вебинар — обучающее онлайн-занятие.
Ведение сообщества — процесс управления сообществом в соцсети, включающий постинг контента, общение с подписчиками, удаление спама и ряд других задач.
Верификация — проверка аккаунта в соцсети на подлинность и соответствие лицу, которое хочет им пользоваться. Знак пройденной верификации — «галочка» справа от имени пользователя.
Взаимообмен, вп, взаимопиар, обмен — обмен рекламными постами между владельцами сообществ. А рекламирует Б, Б рекламирует А.
Виральность — эффективность поста с точки зрения охвата пользователей
Вирус — оригинальная реклама, которую пользователи распространяют по собственному желанию, делая репосты.
Внутренний поиск — поиск по сообществам ВКонтакте.
Вовлеченность — уровень интереса и внимания пользователя, который он проявляет, находясь в сообществе либо контактируя с рекламным сообщением. Проявляется в различной активности пользователя. Высокий уровень вовлеченности означает сильную эмоциональную реакцию.
Воронка продаж — путь, который проходит потребитель с момента привлечения его внимания к предложению до момента покупки. Маркетинговая модель, описывающая прохождение аудиторией все этапы — от первого знакомства с предложением или товаром до реальной покупки.
Вступления, подписки, установки — количество пользователей, вступивших в группу, или встречу, подписавшихся на паблик или установивших приложение.
Геймификация — внедрение элементов игры в неигровые процессы (как онлайн, так и офлайн). Геймификацию используют, чтобы повысить вовлечённость аудитории.
Доны (от англ. donut) — подписчики паблика или блогера, имеющие ряд преимуществ, потому что оформили платную подписку на контент.
Инвайтинг — приглашение друзей в соцсети в сообщество или мероприятие.
Инфлюенсер (influence-блогер) — известный человек с аккаунтом в социальных сетях, через который он может оказывать влияние на решение и мнение других людей.
Капча(САРТСНА) — тест, с помощью которого система определяет, кто пытается в ней авторизоваться: настоящий человек или бот. Необходимо ввести в специальное поле текст с картинки или выбрать несколько изображений по заданному параметру.
Кастдев(CustDev) — серия интервью, на которых проверяют гипотезу о продукте. Представляет собой тестирование идеи или прототипа будущего продукта на потенциальных потребителях, то есть клиентоориентированный подход к созданию бизнеса.
Квиз — короткий опрос, викторина.
Кейс (англ. case — «дело, случай») — описание конкретной бизнес-ситуации: исходных условий, действий участников и полученных результатов. Обычно в кейс включают дополнительные материалы, которые помогают лучше его понять.
Клуб по подписке — закрытое сообщество людей в соцсетях или на отдельной платформе, где существует платная подписка и вокруг которого формируется комьюнити специалистов.
Комьюнити-менеджер — носитель идеи и идеологии бренда компании. Отвечает за формирование (или выявление) сообщества лояльных бренду людей и общение с ними вокруг бренда.
Конверсия, конверт — отношение числа посетителей ресурса к числу выполнивших на нём какие-либо целевые действия.
Контакты — ID, email-адреса и номера телефонов потенциальных клиентов.
Контент — текстовый фото-, видео- или аудиоматериал, который размещается на сайте или в социальной сети.
Контент-план — план публикации контента в сообществе с конкретными темами, датами и временем публикации постов.
Креативы — общий термин для обозначения разных видов рекламных объявлений, например, баннеров, текстов или видеороликов.
Кросс-постинг — публикация одного и того же контента в разных соцсетях.
Кросс-промо (англ. cross-promotion) — перекрестное продвижение, в котором компании усиливают влияние друг друга для достижения своих маркетинговых целей.
Лендинг, ленд, лендос, посадочная страница, страница захвата — страница сайта, на которую с разных рекламных каналов приходят посетители. На лендинге собрана основная информация о продукте или услуге без лишних деталей.
Лид (англ. lead — «вести, приводить») — пользователь, совершивший желаемое действие: звонок, регистрацию, подписку и т.д.
Лидген, лидогенерация — получение лидов с помощью различных рекламных каналов.
Лид-форма — форма или анкета для сбора заявок от клиентов, которая настраивается и открывается внутри социальной сети без перехода на сайт.
Лить, сливать трафик — увеличивать посещаемость сайта с помощью различных рекламных каналов.
Лидеры мнений — люди, пользующиеся авторитетом среди определенной аудитории и способные влиять на её предпочтения и решения. Синоним — инфлюенсеры.
Лонгрид — формат статей во ВКонтакте. В отличие от обычных постов текст в лонгриде можно форматировать: добавлять заголовки, иллюстрации, таблицы, применять жирный шрифт или курсив. Этим же словом называют просто длинный текст.
Маркетплейс — онлайн-платформа, где разные продавцы размещают свои товары, а покупатели выбирают и покупают. Сам маркетплейс при этом выступает посредником. Его задачи: представлять и продвигать товары партнеров, привлекать покупателей, помогать им в поиске и подборе товаров.
Маркировка рекламы — добавление на рекламные креативы определенных пометок и передача информации о рекламной кампании в Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР). На правильно промаркированом креативе должны быть пометка «реклама», данные о рекламодателе и уникальный идентификатор - токен.
Маскот (от фр. mascotte — амулет или талисман, приносящий удачу) — фирменный персонаж, который обычно представляет компанию и помогает общаться с аудиторией.
Медиаплан — расписание рекламной активности в социальных сетях.
Мем (англ. meme) — единица культурной информации. Мемом может считаться любая идея, символ, образ или поведенческий шаблон, который неосознанно передаётся от человека к человеку посредством речи, письма, видео, ритуалов, жестов и т.д.
Мониторинг социальных медиа — изучение, анализ и реагирование на упоминания вашего бренда и брендов конкурентов. Делается с помощью специальных сервисов.
Нельзяграм — другое название соцсети Instagram (в 2022 году признана экстремистской в России), принятое пользователями сетей после ее блокировки.
Нельзябук — другое название соцсети Facebook (в 2022 году признана экстремистской в России), принятое пользователями сетей после ее блокировки.
Органический рост, органика — рост сообщества за счет привлечения новых пользователей качественным и вирусным контентом без использования рекламы.
ОРД(Оператор рекламных данных) — компания, которая уполномочена Федеральной службой по надзору в сфере связи собирать данные от участников рынка и передавать их в Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР). Для этого она владеет специально разработанным программным обеспечением. Передать данные напрямую в ЕРИР нельзя.
Отложенный постинг — возможность заранее запланировать публикацию поста от имени сообщества. Делается с помощью как внутренних инструментов соцсетей, так и сторонних сервисов.
Оффер (англ. offer — «обещание, предложение») — обоснование состоятельности и ценности вашего продукта.
Офферы — пользователи соцсетей, которые за плату вступают в сообщества и/или проявляют там какие-либо активности. Использование офферов относится к «серым» методам продвижения и запрещено правилами ВКонтакте.
Охват — в маркетинге это метрика, с помощью которой определяют число уникальных пользователей, увидевших рекламное объявление или пост в соцсетях. Для охвата важен именно просмотр публикации — взаимодействия с ней, клики по ссылке и переходы на сайт не учитываются.
Парсеры — программы, собирающие ID пользователей по определенным критериям, для последующего нацеливания на них таргетированной рекламы.
Посев, органическая реклама, органика — рекламные посты в сообществах в соцсетях, купленные непосредственно у их администраторов.
Пост (англ. post — «вывешивать, отправлять по почте, давать информацию») — единица контента, опубликованная пользователем или сообществом в соцсети. Может быть картинкой, текстом, аудио- или видеофайлом, или сочетанием этих форматов. Отсюда «запостить» — опубликовать контент.
Промопост, промик — таргетированная реклама в соцсети в форме поста в сообществе.
Профит (англ. profit) — прибыль, выгода.
Публичная страница, паблик, пабл — сообщество в соцсети, размещать посты в котором могут только его администраторы. По сути, большинство пабликов — блоги их основателей.
Ретаргетинг, ретаргет — инструмент для таргетирования рекламных объявлений на посетителей вашего сайта или других пользователей, контакты которых вам известны.
Репутационный менеджмент — комплекс стратегических мер, направленных на формирование, поддержание и защиту репутации компании или бренда.
Сегментация — процесс разбивки потребителей или потенциальных потребителей на рынке на различные группы, в рамках которых потребители имеют схожие или аналогичные запросы, удовлетворяемые определенным комплексом маркетинга.
Сквозная аналитика — подход в анализе эффективности маркетинга, при котором отслеживают путь клиента от первого клика по рекламе и визита на сайт до заявки, покупки и повторных продаж.
Спам — массовая рассылка сообщений, обычно рекламного характера, на стены сообществ или в личные сообщения пользователям. Запрещен правилами соцсетей.
Статистика, стата — подробная информация о посетителях интернет-ресурса (количество, половая / возрастная структура и т.д.), а также их активностях.
Таргетированная реклама, таргет — рекламные объявления в социальных сетях, направленные на определенную аудиторию.
Теплота аудитории — степень осведомленности пользователя об услуге или товаре. Чем теплее трафик, тем ближе покупатель к концу воронки продаж и совершению покупки. Классификацию теплоты трафика можно понять по лестнице узнавания Ханта, в которой есть «ледяные», «холодные» «прохладные», «теплые» и «горячие» клиенты.
Тизер — рекламное объявление в формате «картинка + подпись», размещаемое в соцсети или на сайте.
Трафик, траф — посетители интернет-ресурса (сайта, личной страницы или сообщества в соцсети).
Техническая поддержка, техподдержка, ТП — сотрудники сайта, помогающие пользователям решать проблемы, возникающие при работе с ним, и отвечающие на их вопросы.
УТП(Уникальное торговое предложение) — это характеристики бренда или его продуктов, которые отличают их от конкурентов, делают заметными на рынке.
Фидбэк (англ. feedback — «отзыв, обратная связь») — полезная информация, получаемая от клиента, пользователя, читателя.
Фейк (англ. fake — «подделка, фальшивка») — искусственно созданный аккаунт, за которым не стоит реальный человек.
Френдинг — добавление целевой аудитории в друзья.
Целевая аудитория, ЦА, целевка — группа людей, объединенных какими-либо общими признаками и являющихся потенциальными клиентами бизнеса.
Юнит-экономика (unit-экономика, unit economics) — метод экономического анализа, который помогает определить прибыльность одного юнита. Юнит-экономика показывает, сколько компания зарабатывает, заработает или потеряет в будущем с одного продукта или клиента.
CPA(Cost Per Action) — стоимость действия пользователя. Например, регистрация на сайте, оформление заказа, покупка.
CPC(Cost Per Click) — стоимость перехода по ссылке в рекламном объявлении.
CPM(Cost Per Mille) — стоимость 1000 показов рекламного объявления.
CTR(Click-Through Rate) — кликабельность, то есть количество переходов по рекламному объявлению, поделенное на количество его показов; измеряется в процентах.
Customer journey — визуализация пути взаимодействия клиента с брендом и его продуктом, составляемая от лица клиента. Она отображает цели, потребности, намерения и действия пользователя, а также испытываемые им при этом эмоции.
ID — уникальный номер-идентификатор страницы пользователя в социальной сети.
KPI(Key Performance Indicator) — ключевые показатели эффективности рекламной кампании.
Look-alike — аудитория, которая по каким-то параметрам похожа на исходную. Например, на тех, кто уже был на сайте, взаимодействовал с рекламой, совершал покупку.
myTarget — рекламная платформа Mail.Ru Group, объединяющая крупнейшие социальные сети и сервисы России и СНГ. Общий охват — свыше 140 млн. человек.
Must have (дословно «то, что нужно иметь») — трендовая вещь, писк моды и хит, обладание которым считается обязательным в определенных кругах.
VPN(Virtual Private Network) — инструмент, который позволяет обходить большую часть блокировок в интернете, когда пользователь может просматривать сайты без опасности быть отслеженным кем-либо.
ROI(Return On Investment) — показатель прибыльности рекламной кампании, степень возврата вложенных в нее денег. Если ROI отрицательный — кампания убыточна.
SMO(Social Media Optimization) — оптимизация сайта под социальные сети: добавление виджетов, комментариев, кнопок «Мне нравится» и «Поделиться».
UTM-метка — инструмент, который помогает анализировать, откуда люди приходят на сайт и как они себя ведут. Например, с помощью UTM можно понять, что человек попал на страницу с email-рассылки, посмотрел еще 3 странички и после этого купил товар.