Бизнес-дайджест 2022.04

Собрали значимые новости за апрель 2022 года, которые кратко рассказывают о ситуации на российском и мировом IT-рынке. 

Про кризис и его влияние

  1. 66% россиян ощутили на себе влияние финансового кризиса, но этот показатель уже начал падать 

В начале марта маркетинговые исследования компании Tiburon Research показали, что:

  • 66% россиян столкнулись с негативным влиянием кризиса на работу;

  • 44% пожаловались на ощутимое снижение уровня доходов;

  • 28% потеряли надежду на повышения и премии;

  • 26% ощутили проблемы в поиске работы;

  • 8% были уволены.

Чем были вызваны такие отклики? Реальной угрозой кризиса или страхом  неопределённости? В этом месяце исследовательский холдинг «Ромир» опубликовал интересную статистику. Если в марте более 50% опрошенных были уверены, что Россия находится в экономическом кризисе, то уже через месяц этот показатель снизился до 41%. 

Кризис заставил потребителей переоценить определяющие параметры при покупке товаров. Если раньше покупатели больше обращали внимание на удобство и ассортимент торговых онлайн-площадок, то теперь всех волнует цена продукта – остальное ушло на второй план. 

Источник:

https://www.sostav.ru/publication/ivk-54062.html

  1. Динамика роста онлайн-продаж существенно замедлилась

С 4 по 10 апреля темпы роста продаж в онлайне составили всего 10%. Это рекордно низкий показатель с 2017 года! Ранее средняя динамика год от года составляла около 38%. 

Ещё один тревожный звоночек – исследование повседневного спроса россиян от NielsenIQ. По их данным, упал спрос на доставку продуктов питания и повседневных товаров (FMCG), так как почти треть покупателей сообщили о сокращении покупок в апреле. 

Источники:

  • https://www.sostav.ru/publication/tempy-rosta-onlajn-prodazh-v-aprele-rekordno-zamedlilis-53935.html
  • https://www.kommersant.ru/doc/5318497
  1. Нет – кредитам! Да – «родственным» беспроцентным займам

В апреле на 24% выросло количество людей, которые взяли в долг у друзей или родственников. Основная масса должников приходится на возрастные категории:

  • 18-24 лет (прирост в этой категории составил 173%);

  • 35-44 лет (прирост – 85%). 

Лидером по «родственным» займам стала Москва – прирост в регионе составил почти ⅔.

Источник:

https://www.sostav.ru/publication/mdg-context-53847.html

Про тенденции в интернет-маркетинге и финансах 

  1. ВКонтакте и Авито стали главными площадками для российской интернет-торговли

Российская ассоциация электронных коммуникаций назвала три площадки-лидера для электронной коммерции у малого бизнеса: 

  • 1 место – Авито;

  • 2 место – Яндекс.Маркет;

  • 3 место – Озон. 

Соцсеть «ВКонтакте» стала лидирующей площадкой для общения с клиентами. На втором месте – собственный сайт компании, и только на третьем – мессенджер WhatsApp.

Источник:

https://vk.com/wall-44750488_101484

  1. ⅔ российских компаний ставят на контент-маркетинг, как на основной тип продвижения 

«Яндекс.Дзен» с поддержкой IAB Russia провели глобальное исследование трендов развития рынка контент-маркетинга. Аналитика показала, что 65% сотрудников маркетинговых агентств и 58% представителей со стороны рекламодателей используют контент-маркетинг в качестве основного инструмента для привлечения лидов и увеличения продаж.

Обучающий контент и истории от лица покупателей – наиболее интересные пользователю форматы контента:

Источник:

https://www.sostav.ru/publication/iab-russia-53904.html

  1. Нассима Талеба предсказал крах NFT-рынка

Автор «Чёрного лебедя» и легендарный статистик-философ нелестно отзывается о невзаимозаменяемом токене. NFT-индустрия спровоцирует кризис, что вызовет ужесточение кредитной политики Федеральной резервной системы США. На фоне кризиса «бессмысленные вещи потеряют смысл» – говорит  Нассима Талеба. 

Напомним, что ранее Нассима Талеба успешно предсказал финансовый мировой кризис 2008 года. Это не значит, что его мнению можно доверять, но прислушаться, возможно, стоит. 

Источник:

https://www.sostav.ru/publication/nft-53873.html

Про изменения в IT-сфере

  1. Сотрудники в IT продолжают уходить на удалёнку

Кто-то уезжает из страны, кто-то переезжает в другой город, кто-то требует удобных условий на фоне кризиса кадров – всё больше IT-компаний предлагают сотрудникам удалённый формат работы. Коммуникации на расстоянии уже были протестированы в период пандемии, – рабочие процессы в онлайне налажены и могут использоваться конкурентное преимущество в погоне за кадрами. 

Вторая причина роста % удалённых сотрудников – смена дислокации компаний из-за кризиса. В процессе переезда проще и дешевле оставить проверенных сотрудников на удаленных рабочих местах, чем собирать и обучать новую команду.

Источник:

https://www.cossa.ru/news/303332/

  1. Меры государственной поддержки в сфере IT могут распространиться и на диджитал-агентства

Организация «Опора России», представляющая интересы малого и среднего бизнеса на государственном уровне, внесла несколько новых предложений по поддержке компаний в сфере IT:

  • причислить к IT-компаниям и агентства, которые занимаются интернет-рекламой;

  • снизить  НДФЛ для IT-компаний вместо отказа налога на прибыль;

  • установить минимальный порог ежемесячного дохода сотрудников IT-сферы для получения льготной ипотеки: до 50000 рублей в регионах, до 100000 рублей – в Москве;

  • компенсировать дополнительный отпуск (10−15 дней) IT-сотрудникам, работающим в арктической и северной зонах. 

Источник:

https://www.sostav.ru/publication/opora-rossii-53800.html

Про приложения и площадки 

  1. Отечественный аналог LinkedIn бьёт рекорды посещаемости 

Летом 2021 года Сбер запустил соцсеть для деловых контактов «Инсайдер», о которой мы практически не слышали до событий февраля-марта 2022. С массовой блокировкой зарубежных ресурсов интерес к отечественным аналогам вырос. В результате только за одну неделю с 7 по 15 марта интерес к «Инсайдер» вырос в 640% (на столько увеличилось количество регистраций в соцсети). 

Любопытно, что LinkedIn, аналогом которого является «Инсайдер» был заблокирован ещё в 2016 году, но о поиске альтернативы пользователи задумались только сейчас, в период глобальных перемен. 

Источник:

https://www.cossa.ru/news/302965/

  1. Приложения продолжают исчезать из российского App Store

Apple регулярно удаляет устаревшие и заброшенные приложения из своего App Store, но за последние месяцы количество удалённых приложений в российских аккаунтах выросло на 105%– это в 2 раза больше, чем в других странах за этот же период. 

Россия — не единственная страна, которая пострадала таким образом. Многие издатели также удалили свои приложения и игры из App Store в Беларуси, соседе и союзнике России. С начала вторжения в этой стране было потеряно 5900 приложений — на 73% больше, чем удалялось до 24 февраля. 

Источник:

https://techcrunch.com/2022/03/15/russias-app-store-lost-nearly-7k-apps-since-its-invasion-of-ukraine-but-some-big-tech-apps-remain/

  1. 175 миллионов раз пользователи скачали TikTok в первом квартале 2022 года

TikTok стал лидером по количеству загрузок, обогнав Instagram*, Facebook* и WhatsApp. Общее число установок превысило 37 миллиардов, что в 4,7 раз превышает численность населения планеты Земля. 

Число установок приложения Instagram* снизилось на 7%. Как это связано с блокировкой соцсети на территории РФ не уточняется. 

*запрещённые в РФ соцсети, принадлежащие корпорации Meta, которая признана в РФ экстремистской.

Источник: 

https://www.cossa.ru/news/305428/